19.09.2017 05:11
 0просмотров 7 0

Урок восьмой. (Авторская рифма)

ОРИГИНАЛЬНАЯ и АВТОРСКАЯ рифма.

Надеюсь, никого не удивит, что в погоне за красотой непосредственно рифмы можно потерять нить повествования и нанести урон красоте всего произведения в целом? Да и нельзя же, в конце концов, в каждой фразе вставлять наречие или числительное для того чтоб разнообразить рифмовый ряд?! Конечно, нет. Тут на помощь нам приходят оригинальные и авторские рифмы. Такие рифмы даже будучи бедными (напоминаю - "бедные" это когда срифмованные одинаковые части речи) остаются интересными, не режут слух (и не колют глаз), а повествованию идут только на пользу.

Как этого добиться? Оригинальность рифм зависит от широты вашего словарного запаса. Объясняю подробнее. Не достаточно просто взять десяток вычурных слов и натыкать их в текст. Вы должны знать много синонимов одного и того же понятия, улавливать оттенки разнообразных, вроде бы сходных описаний, чувствовать звуковую разницу более резкого и более мягкого слова... тогда, и только тогда вам удастся удачно пользоваться вычитанными в словарях наворотами вроде "замолаживать", "алебастр" и "палисандр".

Но если вы действительно будете эти слова знать и употреблять в речи (я сказала в речи, а не только в стихах - чтобы они стали частью вашей жизни, вашего сознания) тогда они будут ложиться в строку легко, и придавать тексту уникальное - ваше личное - звучание.


Так начинается стиль.

Так в чём же заключается суть авторской рифмы?
Опять же в вашей личной находке того или иного сочетания слов или понятий. Авторская рифма - это необычная рифма. Когда для повествования вам нужно например название какого-нибудь оружия. Или необыкновенного элемента одежды, или еще бог знает что. А может - имя собственное - например кого-нибудь из богов Греческого пантеона. И этот нестандартный элемент вы удачно рифмуете - вот это и есть авторская рифма! Оговорюсь для любителей осовременивать и писать бытовушку.
Если вы попробуете срифмовать слово "мобильник" - только потому что этого до вас никто не делал, вряд ли вы сумеете сделать это настолько красиво и грамотно, чтобы злая тётя-Zorra не пришла и незамедлительно не поимела, срифмовать ваш "мобильник" на "будильник" и "дебильник".


Примеры.

Я будто болен, на сердце туман.
Мне скучно всё: и люди и рассказы.
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.

             (Н. Гумилёв)

Вот, например, так, и если алмазы еще более-менее в поэзии встречаются, то ятаганов куда меньше - его можно причислить к авторской рифме.

Позабытые стынут колодцы,
Выцвел вереск на мили окрест.
И смотрю я, как катится солнце
По холодному склону небес...

            (из творчества "Мельницы")

Ну, ценность рифм тут весьма сомнительна, эти стихи не тем берут... однако же вот рифма на наречие "окрест" (наречие же? не путаю я?) вполне может считаться авторской.

Костры догорали и, падшая, плакала Троя,
Войной захлебнувшись в уплату за счастье чужое...

            (Дальше не помню. Это кажется, у кого-то видел. В общем, автор мне не известен).

Вот автор не известен, а строчка как-то запомнилась. На две строки и звучание адекватно-тяжелое, и образность очень внятная, и "Трою" вполне можно считать авторской рифмой.

Возможность комментировать доступна после регистрации