Премия Рунета. Кто сильнее: танк или жулик?
Автор: Древний_хрен
Близится к концу народное голосование, определяющее победителя премии Рунета в номинации «Народное голосование». За 1-е место идет напряженнейшая борьба между двумя массовыми многопользовательскими онлайн-играми – «Легенда: Наследие Драконов», продвигаемой крупнейшим коммуникационным порталом Российского Интернета Mail.ru и новой игрой «World of Tanks».
Именно эта напряженная борьба и вызывает массу вопросов. Претенденты на 1-е место просто-напросто, воспользуемся спортивной терминологией, принадлежат несопоставимым весовым категориям. Представьте себе поединок 2-х мастеров спорта – по самбо и по художественной гимнастике. Победа борца ни у одного нормального человека не вызовет сомнений. В нашем же случае все поставлено с ног на голову. Организаторы премии или делают вид, что не замечают откровенной накрутки голосов, или непосредственно участвуют в этом. Сразу оговорюсь – я не являюсь пользователем ни «Легенды», ни «World of Tanks». Мои симпатии на стороне другой игры - heroeswm.ru. Но то, что сейчас происходит, эта ничем не завуалированная накрутка голосов слабейшей команде, ничего, кроме возмущения, вызвать не может.
Давайте разберемся: кто есть кто.
«World of Tanks» - молодая игра, запущена в агусте 2010 г. Однако, несмотря на столь «юный» возраст, получила колоссальную популярность в мире, демонстрирует беспрецедентную динамику прироста пользователей. «World of Tanks» попала в книгу рекордов Гиннесса, несколько раз установив мировой рекорд по одновременному пребыванию игроков на одном сервере: январь – 91 тыс., март – 120 тыс., сентябрь – 212 тыс. Есть информация, что последнее достижение составляет более 240 тыс. В июле 2010 г. было начато бета-тестирование западной версии игры. Уже в ноябре 2010 число пользователей достигло 200 тыс. человек, а к маю 2011 г. число пользователей, зарегистрированных на североамериканском сервере, превысило миллион. Достаточно красноречив список наград, полученных «World of Tanks» за короткий срок:
• Лучшая клиентская онлайн-игра КРИ-2010;
• Приз за лучшую игровую концепцию («Best New Concept») от портала Massively.com на Е3 2010;
• Награда «Корона» от журнала «Лучшие Компьютерные Игры»;
• «Выбор Редакции» от издания «Домашний ПК»;
• «Выбор Редакции» от игрового портала Gameguru;
• Лучшая бесплатная MMORPG игра («Best Free MMORPG») по мнению сообщества MMO портала MMORPG CENTER;
• Самая ожидаемая бесплатная MMORPG игра («Most Anticipated Free MMORPG») по мнению сообщества MMO портала MMORPG CENTER;
• Самая ожидаемая MMO игра 2010 года («Most Anticipated MMO in 2010») по итогам пользовательского голосования на MMO портале MMOSITE;
• Лучшая стратегическая MMO игра 2010-го года («Favorite Strategy MMO in 2010») по итогам пользовательского голосования на MMO портале MMOSITE;
• Лучшая MMO игра 2010 года по мнению читателей и редакции портала Stopgame.ru;
• Рекорд по одновременному пребыванию игроков на одном игровом ММО-сервере по версии Книги рекордов Гиннесса;
• Лучшая MMO-игра 2010 года по мнению читателей и редакции газеты «Виртуальные радости»;
• «Gold Award» от игрового портала Gamers Daily News;
• Лучшая игра КРИ-2011;
• Приз зрительских симпатий КРИ-2011«Best „Game that Needed the Award“ Award» по версии журнала Gamepro по итогам Е3 2011;
• «Rising Star Award for E3 2011» по версии mmorpg.com.
«Легенда: Наследие Драконов», созданная в 2006 г., к сожалению, ничем подобным похвастаться не может. Достаточно симптоматичен тот факт, что предпринятые в 2008-2009 гг. попытки продвинуть игру на внешний рынок, фактически, закончились провалом. Созданные в этот период английская, немецкая, испанская, польская, турецкая, китайская и французская версии игры, по данным авторитетной Alexa – The WEB Information Company, на сегодняшний день практически не имеют аудитории. Единственное преимущество этой игры – наличие богатого и очень влиятельного в Рунете владельца – Mail.ru.
Mail.ru в своем рейтинге позиционирует «Легенда: Наследие Драконов», как абсолютного лидера. В шестерке лидеров присутствуют только идущие на 3-м месте в голосовании «Герои войны и денег», «World of Tanks» нет вообще. Давайте разберемся, корректна ли информация Mail.ru? Цифры вызывают очень большие сомнения. Обратите внимание на колонку «визиты» в скринах 1 и 2. Какая-то игра, даже пусть бы она сверхпопулярна, не может быть всего в 3 раза меньше по этому показателю, чем, собственно, сам Mail.ru. Можно поверить в то, что один из ближайших конкурентов «Легенды» – «Герои войны и денег» с числом зарегистрированных пользователей 2,8 млн. человек в 36 раз проигрывает по числу визитов, но уж 7-и кратное превышение «Легенды» над поисковиком Рамблер – это из области фантастики.
Скрин 1.
Скрин 2.
Давайте обратимся к другим источникам. В Rambler ТОП 100 уже упоминавшиеся «Герои войны и денег» находятся на 6-ом месте из 5569 ресурсов, а вот «Легенда» в 18:00 20.11.2011 находилась на 859-ом месте. Расхождение просто чудовищное. Спишем его на Российскую специфику ведения бизнеса, искажение информации, нездоровую конкуренцию и т.п. Обратимся к авторитетному аналитику, которому абсолютно безразличны и Mail.ru, и Рамблер, и Легенды вместе с Танками. Посмотрим на положение в Alexa traffic rank «Легенда: Наследие Драконов», «World of Tanks» и «Герои войны и денег».
Данный рейтинг начинается с единицы, т.е. в глобальном рейтинге у гугла-1, у яху-2, у яндекса-22, у Мэйла-32, танки-4235 и т.д. Аналогично и Российский рейтинг: там яндекс-1, мэйл-2, танки-190...
Неделя | 1 месяц | 3 месяца | Рейтинг в России | |
dwar.mail.ru | 41 195 | 51 220 | 52 631 | 2 800 |
worldoftanks.ru | 4 235 | 3 761 | 3 732 | 190 |
heroeswm.ru | 9 871 | 9 434 | 10 055 | 554 |
Видно, что по этому показателю «Легенда» очень сильно проигрывает даже «Героям войны и денег» и безнадежно «World of Tanks». Интересно сравнить положение этих 3-х команд в общем рейтинге Российского сектора сети, который дает Alexa: Яндекс – 1, Mail.ru – 2, «World of Tanks» - 190, «Герои войны и денег» - 544 и «Легенда» - 2800.
Теперь посмотрим показатель Reach. Он выражается в процентах от общего (глобального) количества пользователей интернета. Для гугла это 50% (т.е. каждый 2-й пользователь интернета в мире заглядывает в гугл), для яндекса около 3%, а что у нас…
Неделя | 1 месяц | 3 месяца | |
dwar.mail.ru | 0,0033 | 0,0025 | 0,00243 |
worldoftanks.ru | 0,03 | 0,0323 | 0,0317 |
heroeswm.ru | 0,01 | 0,0102 | 0,0096 |
Видно, что у «Легенды» пользователей в 3 раза меньше, чем у «Героев войны и денег» и в 10 раз меньше, чем у «World of Tanks». Все это наталкивает на вполне определенные выводы. А если еще учесть выложенные в ютубе пользователями «Легенды» инструкции по накрутке голосов… И теперь возникает закономерный вопрос – оргкомитет премии всего лишь закрывает глаза на очевидное жульничество или непосредственно в нем участвует?
Я разместил аналогичную статью на хабре. Провисела она целый день, было порядка 120 комментариев (и очень неприятных для Легенды и Мэйла). Целых 5 часов разработчик Легенды msviblov отбивался (допустив при этом несколько ляпов, подтверждающих нашу позицию). А вечером статью сняли, а Kevanger'a, который ее там вывесил забанили на год.
Вот основное возражение разработчика Легенды msviblov:
"Вот уж не думал, что подобная «аналитика» доберется до Хабра. Представленная статистика по Легенде — даже не для одного сервера, а для 1 домена одного сервера.
У Легенды есть 4 сервера, для каждого из серверов есть 4 разных домена. По каждому из этих доменов Alexa считает трафик отдельно. Попробуйте, господа «аналитики» провести комплексный анализ, и сравнить результаты.
С другим согласен — если бы организаторы премии рунета хотели обойти накрутки — это было бы сделать достаточно легко, валидация телефона или голосование через одну или две соц сети. Но почему то из раза в раз они это не делают.
Что же касается Легенды, я как руководитель ее группы разработчиков (о боже, моя карма!) могу сказать что MAO у нее за прошлый месяц 510к. До танков конечно далеко, но вытащить из браузерки людей для голосования куда проще чем из клиента".
1. На первый взгляд Свиблов прав - я действительно взял для анализа только один сайт с самым крупным трафиком и т.п., хотя внимательно просмотрел все, которые обнаружил (в том числе немецкий, французский, испанский, английский и т.д.) Но! У танков я тоже взял только 1 сайт. Если добавить к анализу статистику с worldoftanks.eu и worldoftanks.com - Легенде останется только утопиться... Там еще более 2,5 млн. пользователей.
2. Свиблов подставил Mail.ru, невольно проговорившись - он в запале выдал действительную цифру - 510 тыс. пользователей в месяц. А в Мэйловском рейтинге, где легенда позиционируется не просто как №1, а как абсолютный лидер, далеко оторвавшийся от ближайших конкурентов (мы, в их интерпретации 6-7, а танков вообще поблизости не видно), так вот там стоит цифирь 2,704 млн. в месяц. В 5,4 раза больше... Эту цифру смело можно принять за коэффициент накрутки.
Ну и напоследок новость - Танки установили новый мировой рекорд - 288 тысяч одновременно на ОДНОМ сервере
С уважением, Древний_хрен.
Удивительно, но на мою статью ответил исполнительный директор "Легенды" - господин Зименко. Я не мог оставить его ответ без внимания. Ниже я привожу его ответ на мою статью:
Думаю, что многие интернетчики видели довольно широко растиражированный хабрапост «Премия Рунета: кто сильнее: танк или жулик?».
К сожалению, пост уже удален автором. «К сожалению» - потому что воевать, конечно же, хочется с противниками, которые не прячутся в кусты, когда осознают нарастающий общественный резонанс своих действий. Как бы то ни было, ниже – скриншот поста, ссылка на закешированную поисковиком копию и официальный ответ проекта «Легенда: Наследие драконов», руководителем которого я являюсь.
В данной публикации кроме эмоционального негатива есть намеренное искажение фактов и абсурдные обвинения – на них я и хочу по существу ответить.
1. Dwar.ru - не основной домен проекта, в начале 2010 года проект был переведен на домен dwar.mail.ru, который является основным. На домен dwar.ru ходит остаточный трафик, на порядки меньший, чем на dwar.mail.ru. При этом dwar.mail.ru отдельно в alexa’е посмотреть нельзя. Поэтому данный пример не корректен.
2. Посмотрите тот же график проекта по месяцам и по неделям (за более длительный период):
Тут видно, что текущее количество посетителей не случайно и является следствием постоянного развития проекта. Заметен и общий тренд роста аудитории, а также сезонные всплески (осень-зима), которые наблюдаются каждый год. Традиционно осенью начинается активная кампания по продвижению проекта. В этом году кампанию мы начали с конца октября, участие в народном голосовании является одной из составляющих этой кампании. В Легенде более 15 миллионов зарегистрированных пользователей, часть из которых активно не играют, но готовы поддержать проект во время голосования и на этой волне продолжают активно играть в игру.
Я убежден, что победа в Премии всецело зависит от сплоченности и активности пользователей. «Легенда: Наследие драконов» – один из первых крупных игровых проектов Рунета, собравших вокруг себя элиту игровой аудитории. Комплексность и объем игрового мира рождают крепкие социальные связи между игроками «Легенды», которые не ограничиваются рамками проекта. Обладая такой аудиторией, нет нужды прибегать к нерегламентированным способам повышения количества голосов. Игроки приходят и голосуют сами.
Мы из года в году участвуем в премии и нередко побеждаем. Каждый раз кто-то стремится наступить нам на пятки и порой заходит в своих стремлениях за грани этики и здравого смысла. Однако, чисто по-человечески, их можно понять - ведь однодневки могут тягаться с серьезными проектами только за счет накруток и троллинга.
Ну, что же, наконец-то я получил возможность ответить на «аргументы» апологетов накрутки голосов. Оговорюсь сразу – я ничего не имею против Легенды как игры. Легенда, Танки, Ботва, Герои и т.д. – маленькие виртуальные миры со своими жителями, самостоятельно выбирающими свое место обитания. В конце концов – о вкусах не спорят. Я категорически против апофеоза жульничества, в который Вы превратили "Народное голосование". Господин Зименко, разве мама и папа не учили Вас, что врать нехорошо? Вы же своё выступление начинаете с вранья: «Думаю, что многие интернетчики видели довольно широко растиражированный хабрапост «Премия Рунета: кто сильнее: танк или жулик?». К сожалению, пост уже удален автором. «К сожалению» - потому что воевать, конечно же, хочется с противниками, которые не прячутся в кусты, когда осознают нарастающий общественный резонанс своих действий».
Пользователь хабрахабра Kevanger, разместивший с моего согласия статью на этом сайте, ничего не удалял. Удалили его (бан на 365 дней) и статью Вы (не лично Вы, но Ваши подельники).
Но это все сопутствующие события, перейдем к существу Ваших аргументов. Вот нарисовали красивый график, из коего следует, что у Легенды за последний месяц около 2,7 млн. пользователей. Что же Вы так невнимательны? Вы, хотя бы, читали, что пишет Ваш коллега, руководитель разработчиков Легенды Свиблов? Цитирую: «Что же касается Легенды, я как руководитель ее группы разработчиков (о боже, моя карма!) могу сказать что MAO у нее за прошлый месяц 510к. До танков конечно далеко, но вытащить из браузерки людей для голосования куда проще чем из клиента». (под MAO конечно подразумевался MAU=Monthly Active Users). Я не буду касаться утверждения откуда проще вытащить людей. Меня больше интересует соотношение 2,7 млн. и 0,51 – по мнению очень и очень многих, это весьма похоже на Ваш коэфф. Накрутки голосов.
Вообще, складывается впечатление, что Вы с подельниками, начиная врать, и мысли не допускаете, что Вас могут схватить за руку. Вот один из перлов: Bloody_dog 21 ноября 2011, 12:15 в комментах к моей статье пишет: «Алекса не умеет считать домены третьего уровня вроде dwar.mail.ru, а если все-таки его добавить, будет смешно:»
Разница действительно смешная, бедных танков практически не видно. Но при чем здесь mail.ru? Вы, хотя бы на графике перед mail нарисовали буковки dwar… Я позволю себе более полно воспроизвести сей график:
Могу посоветовать на будущее – впредь, для посрамления соперников, используйте график гугла – разница будет еще смешнее.
Еще один пассаж – господин Зименко пишет: «В Легенде более 15 миллионов зарегистрированных пользователей, часть из которых активно не играют, но готовы поддержать проект во время голосования и на этой волне продолжают активно играть в игру». Вы хоть знакомы с демографической ситуацией в России? На 2011 год численность населения в возрасте от 10 до 50 лет составляла около 76 млн. человек. По Вашей версии 20 %, каждый пятый – В Москве и Задрючинске, в тайге и в степи – «активно не играют, но… продолжают активно играть в Легенду». Может быть Вы хотели написать 15 млн. пользователей и их мультов? Ваша склонность к гигантизму вызывает невольное восхищение. В этой связи хочу упомянуть одну забавную ситуацию. Вчера вечером погуглив название статьи «Кто сильнее: танк или жулик» буквально на первых ссылках натыкаюсь на характерное краткое описание поста: «Как мало кому известные "Легенды: наследие драконов" обходят "World of Tanks" в голосовании на премию Рунета». Мой совет – и во вранье надо быть скромнее.
Но все подобные перлы ничто, по сравнению тем, что творится с накруткой голосов. Невероятное сочетание жульничества и диких ляпов. Почему Вы считаете, что никто не удосужится подвергнуть пристальному анализу динамику и характер прироста голосов. Каким местом надо было думать, что бы допустить АБСОЛЮТНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ графиков прироста голосов целой группы второстепенных команд, четко коррелирующих с динамикой Легенды? Особенно в вечернее и ночное время. Надо быть не знаю кем, что бы не понять, что накрутка голосов происходит из одного источника. А прямое воровство голосов? Танки провели занятный эксперимент – устроили своего рода флеш-моб – массовое голосование на коротком отрезке времени. И внимательнейшим образом отслеживали динамику изменения голосов. Они обнаружили, что одновременно с ними их же голоса получала Легенда!
Господа, Вы можете говорить что угодно. Единожды совравшему – веры нет. Вы врали многократно. Возможно, Вы хотели блага для своей игры, в результате – только нанесли ей вред. Вы публично опозорились перед всем интернет-сообществом. С чем я Вас и поздравляю.
• Особое мнение •