автор: TEXHOMAH [17] 

ДНЕВНИК

29.06.1942 «Дневник» написала. Что писать, пока не знаю. Если Командир сказал, - значит, так надо. Сказал, пиши то, что видишь…

13.07.1942 Решила, все-таки буду писать. Пока ехали – некогда было. Впечатлений много. ПАРОВОЗ. Даже большими буквами, потому что большой и слово новое. Он везет поезд. А поезд - еще больше. В нем бойцы, много бойцов. Да еще лошадки. А мы выгрузились и теперь ждем РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. Вокруг все бегают, кричат. Мы сидим и ждем, что Командир скажет. А он ушел.

14.07.1942 Пришел! Сказал, что теперь мы «в составе 16-й Кавалерийской Бригады» ! Темно кругом, а мы ПЕРЕДИСЛОЦИРУЕМСЯ.

15.07.1942 Мы в составе и на месте базирования Бригады…

19.07.1942 Писать некогда было. Прочитала 1-ю страницу – ничего непонятно. Хотела вырвать. Нельзя. Это – ДНЕВНИК. Так Командир сказал. Буду писать каждый день. Но слишком много новых слов. Не все слова буду писать, потому что смешные. Многие смеются, когда повторяю.

20.07.1942 Мы учимся, учимся каждую минуту. Всему. Куда голову поворачивать, как петь, как в строю идти, и конном тоже. Когда мы на лошадях, вокруг все улыбаются. Наши лошадки маленькие. Лохматые и пегие. Мой конь – Подарок*. Готовимся к военным действиям. Спрашиваем: - Когда воевать? Успеете еще, в ответ.

21.07.1942 ФАШИСТЫ. Сегодня к нам пришел и говорил товарищ ПОЛИТРУК. Рассказывал, кто такие фашисты. Путаница большая. Немцы – не фашисты. Итальянцы, японцы – не фашисты. Фашисты – те, кто других ненавидят. И себя любят. Так сказал, или я так поняла. Запутал. С девчонками сидели весь вечер, разговаривали, кто такие фашисты. И кто «фрицы», «немчура» и еще много непонятных слов. Почему их по-разному называют? Объяснила девчонкам, что «враг» - самое правильное слово. Они мне доверяют. Нас самых толковых отправляли районом*, а я писать умею и читать. За девчонок письма родным пишу. Им прочитают. А еще ПОЛИТИНФОРМАЦИЮ теперь буду проводить.

22.07.1942 Сегодня пришли в гости разведчики. Самые БРАВЫЕ ребята. Почему бравые? Не знаю. Вся бригада так говорит. Спрашивала у Командира. Ответил, что самые заслуженные и бесстрашные. Заслуженных я видела, у них ОРДЕНА на груди. У разведчиков ничего НЕТ, и они простые, по-простому разговаривают, смешные. Весь вечер у нас сидели. Ушли. Повар Макарыч сказал, они скоро на ЗАДАНИЕ. Макарыч всех знает. Говорит, всех провожает, но не всех встречает. Сказал и отвернулся. Наверное, обиделся, что его не берут. Мы его успокаивали, говорим, нас тоже не берут.

23.07.1942 Скоро приедет Большой Командир. Скажет, когда будем мы воевать и где. Приехал. В ШТАБЕ долго сидели. И рано утром наши мужчины ускакали с Командиром.

24.07.1942 Рядом развернулся ГОСПИТАЛЬ. Небольшой, но как сказали военно-полевой. Санитарок много. Есть и знакомые, с кем в ПОЕЗДЕ ехали. Их сильно уважают. Все. Они очень многих спасли, из БОЯ вынесли. Есть совсем молодые, младше меня. Только взгляд у них очень взрослый.

25.07.1942 Слышен сильный БОЙ. Мы-то в лесу, а все равно слышно. И САМОЛЕТЫ гудят. Мы их иногда через листья видим.

26.07.1942 ОРДИНАРЕЦ Анвар несколько раз за день уже туда-сюда. Попьет воды и к Большому Командиру, выскочит и куда-то опять скачет. Улыбается, у него улыбка большая, сверкает. Лицо совсем пыльное, только глаза и зубы видно.

27.07.1942 Сегодня приходил Большой Командир Ляшенко. Рассказал, что атака фрицев отбита. А наш ЭСКАДРОН вырвался вперед и ушел в РЕЙД. Попросил написать домой родным, как доблестно бьют фашистскую гадину кавалеристы. А еще разведчик один приходил. Рассказывал, что пленный фашист рассказывал про эскадрон, который у немцев называют «Schwarze Tod» (Черная смерть). Это про наших.

28.07.1942 В госпитале все больше и больше раненых. Их немного лечат, а потом в тыл, в большую БОЛЬНИЦУ. Мы подружились с санитарками. С врачами разговаривать боязно, они хмурые и неразговорчивые. И курят много.

29.07.1942 Сегодня был большой АРТНАЛЕТ. Не на нас. А на ПЕХОТУ. Пехота почему-то в поле. На открытом месте. Вот их и бомбят. Нас не видят. А их постоянно будут «УТЮЖИТЬ». Так Макарыч сказал. И еще кулаком грозит в небо каким-то «фоккерам». Он ругается на них сильно нехорошими словами. Я их не запоминаю теперь. И не говорю. Это можно говорить, только когда очень сердишься…

04.08.1942 Долго не писала. Не было времени совсем. Большая БОМБА попала в ГОСПИТАЛЬ. Почти всех убила. Из ВРАЧЕЙ остались только санитарки Рита и Саша. Они на речку ходили, стирали белье. У нас Макарыча еще убило. В эти дни много работы было.

15.08.1942 Сегодня вернулись наши мужчины. Из 203 вернулись 31. Вернулись с ПОБЕДОЙ. Спят, уставшие.

16.08.1942 Приехал ВИЛЛИС. Машина такая. Американская. На ней приехали Ляшенко и еще несколько Командиров. Мы построились. Было как в КИНОФИЛЬМЕ, нам мотор крутили один раз. Маленький парад. А потом поздравления и флаг вручили Командиру Ляшенко. ГВАРДЕЙСКИЙ.

17.08.1942 Мы ночью долго сидели. Слушали, что было с нашими мужчинами. Оказывается, был ПРОРЫВ фашистов. Они на ТАНКАХ (как трактор машина, только с пушкой) совсем близко подошли. И пехоты у них много было. А наши не готовы были. Говорят, снарядов нет или патронов. В общем, не готовы были. Да, еще пушек говорят совсем мало. Только пехота с бутылками. Которые горят, когда их кидают. И вот танки на окопы вышли и давай стрелять. И пехота сзади из автоматов тоже. А кавалеристов наших на маленьких лошадях в кустарнике да в подлеске не видать. Вот они сбоку и выскочили на фрицев. Да с саблями и карабинами. И давай всех рубить и стрелять. Танки одни остались, их потом поодиночке гранатами да бутылками позакидали. А немецкая пехота побежала. Так весь эскадрон за ними и погнался. Когда всех порубили, смотрят, выскочили к дороге какой-то. А там обозы фашистские. Тоже всех порубили. Так и скакали по тылам фашистским. Ночами по оврагам и лесам прятались. Назад-то уже никак. Окружили их. Так они крюк сделали и в другом месте прорвались обратно. Только много погибло. Все геройски. Наш командир тоже не вернулся…

28.08.1942 Пишу во время недолгого затишья После возвращения эскадрона фрицы озлобились и начали постоянно атаковать. И танками, и самолетами, и артиллерией. Нашу пехоту совсем выбили с позиций. Они теперь с нами в лесу отбиваются от фашистов. Мы с девчонками теперь открыли «боевой счет». Так сказал Ляшенко, он раненый сильно лежит. Стрелять-то мы можем и еще как. Что белке в глаз, что фрицу промеж.

29.08.1942 А фрицы-то бояться! Не хотят в лес без танков соваться. Вся опушка трупами завалена. Остается им только бомбить нас, да из пушек стрелять. Связист слушает их и говорит, что мы стянули на себя очень большие силы…

03.09.1942 Сегодня Командир Ляшенко умер от ран. Мы все собрались. Салютовали. Потом кто-то стал петь «Интернационал». Я тоже немного слова знаю, пела. Слова хорошие. Настоящие герои писали. Наверно погибли. Но их всех помнят.

07.09.1942 Фашисты привезли ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ на машинах. Предлагают сдаться. Поговорят немного, потом опять бомбят. Я их не слушаю. Врут они все. Не освобождать они пришли. А ПОРАБОЩАТЬ.

09.09.1942 Из девчонок остались я да Золотинка* (так ее называет, вернее называл Макарыч). И еще тяжелораненых человек десять. Прорваться к своим мы все равно не сможем, говорят «окруженцы» мы теперь. Слышала таких много было в самом начале войны. Но воевали насмерть. Мы в газетах читали про защитников Брестской крепости.

12.09.1942 Ранили Золотинку. Сильно. Я ее посадила на своего коня. Стегнула плеткой. Ускакал. К немцам точно не вынесет. Чует что-ли зло.

13.09.1942 Фашисты прекратили обстрелы. Анвар говорит, каратели прибыли, лес прочесывать будут, выживших искать. У меня еще 5 патронов осталось. Анвар гранату последнюю баюкает в руках. У него в коленях еще 2 тяжелораненых лежат. Я жду фрицев, дописываю…

Мама и так гордится мной. Что на войну добровольцем уехала. Что храбро воевала. Стыдно за меня точно не будет. Гордиться будет. И ждать тоже будет. Не знаю, вернусь ли я домой, но в воздухе сегодня отчётливо ощущается запах смерти...


ПОСЛЕСЛОВИЕ

25 июня 1941 года ТАР объявила войну фашистской Германии. Был открыт так называемый «третий фронт».

Данный дневник был найден партизанской группой. Дневник принадлежал добровольцу отдельного Иностранного эскадрона 16-й кавалерийской бригады. Переведен на русский язык политическим представителем Тувинской Аратской Республики. Переслан на Большую землю. Передан в полпредство ТАР в Москве, копии пересланы на родину.

ПРИМЕЧАНИЯ

Подарок* - Белек (тув.)

Район* - кожуун (тув.)

Золотинка* - Алдын-Кыс (тув.) букв. Золотая девочка