07.09.2016 05:02
0 13 1
Урок пятый. (Плохие рифмы)
Про то что рифма бывает мужская, женская и дактиллическая мы уже поговорили. Так что продолжаем.
Если рифма есть - это вовсе не значит, что можно идти пить пиво и хвастаться новым шедевром. Если рифма есть - она совершенно не обязательно хороша. Стоит мне случайно попасть на какой-нибудь современный попсовый капустник по телевизору и у меня начинается нервный тик с переменными рвотными позывами.
Все слышали "и целуй меня везде, восемнадцать мне уже".
Это безобразие имеет даже собственное название. Созвучие, оно же - неверная рифма. Когда слова просто где-то чем-то похожи, но рифмой не являются. То самое Незнайкино "палка-селедка" - вот, что это такое! Какое-нибудь там... я не знаю. книга-дорога, или дорога-сурово - и особо любимое меня-тебя!
Однокоренные рифмы. Любить-полюбить, пламя-пламень... и любимое разбить-побить-пробить-прибить-забить-убить (или всё то же самое + "ся"). Я плакал весь, что называется. У какой-то гениальной авторессы с этим корнем в одном четверостишии было три не то четыре слова. При чём добро б ради рифмы - нет! - просто так, от отсутствия фантазии.
О чём это я? А, да. Однокоренные рифмы - это не рифмы а халтура. И не надо мне цитировать Пушкина - он великий, ему всё можно.
Тавтология. Масло масляное, иными словами. Это когда слово рифмуется само на себя. Если только это не обусловлено твёрдой формой или вы не косите в данном опусе под великих поэтов древности - то изыскивайте в закромах своей памяти рифму из другого слова или возьмите словарь.
Чуть интереснее полу-тавтологии. Это когда рифмуются омонимы (знаете, что такое? это когда слово одно, а значения разные как молния на брюках и молния от грозы). Но и этого лучше избегать, или использовать с крайней осторожностью.
Недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда – волна, вино – легко, пою – люблю, заря – звеня, доля – море и пр. Фактически то же, что и неверная рифма.
Бедные рифмы. Это когда рифмуются одинаковые части речи. Например, существительные на "мя" - которых вообще ограниченное количество. Но это еще куда не шло. Там "пламя-знамя" - ладно, прокатит. Прилагательные на "ой" - мой-твой-свой-чужой-кривой-косой(как руки у некоторых) - это банальщина. В общем, бедная рифма, это когда рифмуется одна и та же часть речи в одной и той же форме. Львиную долю бедных рифм составляют глагольные рифмы - читать-писать-страдать-ласкать-рожать (в муках творчества что-то поумнее чем это)-предать-продолжать(могу я этот список бесконечно,потому что у меня словарный запас большой, и даже мат в этот ряд впишется)-продать-забрать-взорвать(мозг себе, потому что всё равно кому больше всех надо эту тему не прочитают) и так далее.
Если рифма есть - это вовсе не значит, что можно идти пить пиво и хвастаться новым шедевром. Если рифма есть - она совершенно не обязательно хороша. Стоит мне случайно попасть на какой-нибудь современный попсовый капустник по телевизору и у меня начинается нервный тик с переменными рвотными позывами.
Все слышали "и целуй меня везде, восемнадцать мне уже".
Это безобразие имеет даже собственное название. Созвучие, оно же - неверная рифма. Когда слова просто где-то чем-то похожи, но рифмой не являются. То самое Незнайкино "палка-селедка" - вот, что это такое! Какое-нибудь там... я не знаю. книга-дорога, или дорога-сурово - и особо любимое меня-тебя!
Однокоренные рифмы. Любить-полюбить, пламя-пламень... и любимое разбить-побить-пробить-прибить-забить-убить (или всё то же самое + "ся"). Я плакал весь, что называется. У какой-то гениальной авторессы с этим корнем в одном четверостишии было три не то четыре слова. При чём добро б ради рифмы - нет! - просто так, от отсутствия фантазии.
О чём это я? А, да. Однокоренные рифмы - это не рифмы а халтура. И не надо мне цитировать Пушкина - он великий, ему всё можно.
Тавтология. Масло масляное, иными словами. Это когда слово рифмуется само на себя. Если только это не обусловлено твёрдой формой или вы не косите в данном опусе под великих поэтов древности - то изыскивайте в закромах своей памяти рифму из другого слова или возьмите словарь.
Чуть интереснее полу-тавтологии. Это когда рифмуются омонимы (знаете, что такое? это когда слово одно, а значения разные как молния на брюках и молния от грозы). Но и этого лучше избегать, или использовать с крайней осторожностью.
Недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда – волна, вино – легко, пою – люблю, заря – звеня, доля – море и пр. Фактически то же, что и неверная рифма.
Бедные рифмы. Это когда рифмуются одинаковые части речи. Например, существительные на "мя" - которых вообще ограниченное количество. Но это еще куда не шло. Там "пламя-знамя" - ладно, прокатит. Прилагательные на "ой" - мой-твой-свой-чужой-кривой-косой(как руки у некоторых) - это банальщина. В общем, бедная рифма, это когда рифмуется одна и та же часть речи в одной и той же форме. Львиную долю бедных рифм составляют глагольные рифмы - читать-писать-страдать-ласкать-рожать (в муках творчества что-то поумнее чем это)-предать-продолжать(могу я этот список бесконечно,потому что у меня словарный запас большой, и даже мат в этот ряд впишется)-продать-забрать-взорвать(мозг себе, потому что всё равно кому больше всех надо эту тему не прочитают) и так далее.