Мистические символы [часть 2]
Созданное руками человека.
Помимо символов мистических в игре существуют и самые обыденные, на первый взгляд, знаки. Например, молот – значок фракции гномов
Практически у каждого есть дома молоток. Все слышали про кузнечный молот. Но относительно немногие знают, что молоты бывают еще и боевыми. Именно за уникальное сочетание функциональных особенностей молот и был выбран в качестве символа гномов. Этот фантастический народец известен не только своими умелыми воинами, но и искусными мастерами и добытчиками, крепко держащими в руках свои орудия труда: шахтерский молот (эволюционировавший в наше время в отбойный молоток) и кузнечный молот. Применение своим молотам гномы могут найти в ежедневном мирном деле, а в случае военной опасности – это готовое оружие. Так что молот универсален для них и в быту, и на войне.
Однако этот простой бытовой символ имеет и свою мистическую подоплеку. В скандинавской мифологии бог грома и бури Тор сражался железным молотом Мьёльниром. Мьёльнир был выбран (в пику христианскому кресту или мусульманскому полумесяцу) в качестве нательного символа-украшения современными неоязычниками.
«Молот Тора»
Так что если вы увидели у кого-либо на шее такой символ, знайте, что перед вами человек, следующий «пути старых богов». Причем совершенно не обязательно, чтобы эти боги были скандинавскими. «Молот Тора» стал интернациональным символом неоязычества.
Боевому молоту обязана своим названием и целая фантастическая вселенная Warhammer («Молот войны»). Возникшая изначально как сугубо фэнтезийная (Warhammer Fantasy), впоследствии она дала рост фантастическим Warhammer 40000 и Warhammer 30000, чье действие разворачивается в глубоком будущем (соответственно в 40 и 30 тысячелетиях н. э.) и еще более сюрреалистичному, чем Warhammer Fantasy, миру Warhammer: Age of Sigmar. Кажется, что эта фантастическая мультивселенная не имеет к нашей игре абсолютно никакого отношения. Однако это глубокое заблуждение. Многочисленные ники игроков ГВД с отсылками к именам героев Вархаммера (Хорус Луперкаль, Леман Русс, Газкул и т. д.) говорят об обратном. В личной информации на странице клана члены GraveStone определили свою принадлежность к фракциям «сорокатысячника».
В легенде клана Пантеон упоминается бог хаоса Кхорн. Уникальные образы игроков cBepxpa3yM [19] и Doom [17] так же имеют вполне определенный источник вдохновения. (Можно написать целую отдельную статью о влияниях, которые оказала на игру вселенная «Молота войны», однако данная заметка посвящена не этому.)
Если молот является символом скандинавского бога Тора, то секира (топор) является одним из символов другого громовержца – славянского Перуна. Топор в игре встречается в своем двухстороннем варианте – как знак фракции Степные варвары и как обозначение фракции варвары на наградных знаках (ачивках) турниров .
Двухсторонняя обоюдоострая секира существовала со времен минойской цивилизации, послужившей колыбелью античности. Огромный, выше человеческого роста, ее вариант, известный как «лабрис», являлся церемониальным оружием жриц. По одной из версий, такая необычная для того времени конструкция топора была связана с минойским культом быка (миф о минотавре отсюда родом) и напоминала рога. Согласно другой, она имеет гораздо более глубокие корни и уходит напрямую в матриархат, напоминая бабочку – символ женских культов. В ХХ веке это породило любопытный казус: с одной стороны, как оружие древнегреческое, лабрис в 30-е гг. стал символом греческих фашистов; с другой, как символ женских языческих культов, в 70-е гг. он стал символом феминизма и женской гомосексуальности.
В различных исторических культурах топор имеет особые, специфические значения, однако практически во всех он так или иначе связан с одним из верховных божеств. Поэтому обобщенно топор символизирует власть, силу и мощь. В христианстве топор приобрел значение отсечения всего недостойного («Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» Евангелие от Луки 3: 9)
Скрещенные топоры также имеют различные варианты толкования, самым распространенным из которых является «защита, надежный оплот».
Если эмблема степных варваров, обоюдоострая секира, меняется на ачивках на оскаленную демоническую пасть (возможно, как напоминание о наличии демонической крови у представителей данной фракции), то у варваров обычных скрещенные топоры наградных знаков аналогично сменяются в символах фракции на меч .
Меч является символом еще более многогранным, чем топор. Значения и толкования его зачастую крайне неожиданны и противоречивы.
Например, в христианской традиции меч является символом Божественной мудрости и правды: жизни (ратного подвига на поле брани во имя защиты родной земли и светлого будущего грядущих поколений), просвещения («И соделал уста Мои как острый меч» (Исайя 49:2), «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евреям 4:12), наказания и разделения (мечи, которыми вооружены херувимы, охраняющие ворота рая, как символ изгнания; «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Ев. от Матфея 10:34), сражения и смерти (мечом убили святых апостола Павла, князей Бориса и Глеба; в Откровении св. Иоанна Богослова меч исходит из уст Господа, а так же это оружие присутствует у одного из четырех всадников Апокалипсиса, олицетворяющего войну). В западноевропейской традиции меч, воткнутый острием в землю, образовывал гардой крест, олицетворявший крест Господа. Перед ним молились в начале сражения, на нем приносились клятвы, мечом-крестом посвящались в рыцари. В геральдике обнаженный меч, ориентированный острием вверх, символизировал готовность к участию в сражениях и защите Родины и семьи, направленный клинком вниз – память о павших. В российской геральдике меч символизировал власть (находился в лапах двуглавого орла наряду со скипетром). На откосе «Великого стяга» Ивана IV Грозного 1560 года меч изображен в качестве одного из символов Апокалипсиса.
В исламе меч символизирует священную войну против неверных, а также собственных грехов и злых дел.
В языческой традиции меч выступал символом правосудия и наказания. Например, римская богиня Фемида изображалась с весами и мечом. Языческими отголосками являются «судебные поединки» (переродившиеся впоследствии в дуэли), где в сражении на мечах выяснялась правдивость и виновность каждой из сторон. А в русском фольклоре навсегда осталась пословица «повинную голову меч не сечет», как символ смягчения наказания в случае добровольного раскаяния и чистосердечного признания.
Еще чаще, чем топоры, в ГВД скрещиваются мечи. Например, на заднем плане наградных турнирных знаков и в эмблеме параметра «нападение» . Скрещенные мечи символизируют противостояние, сражение, опасность. Выражение «скрестим мечи» обозначает начало войны или соперничества. Щит с двумя скрещенными мечами входит в состав петличной эмблемы работников министерства юстиции .
В противовес мечу, щит определенно является символом защиты. В Древней Греции он, наряду с копьем и доспехами, являлся знаком взросления юноши-воина. Древнегреческие щиты были тяжелыми и затрудняли отступление, поэтому дезертиры в первую очередь избавлялись от них. Отсюда и пошло выражение «со щитом или на щите» – пожелание вернуться с войны либо победителем, либо павшим геройской смертью, но ни в коем случае не сломленным, запятнавшим себя трусостью. Во все времена щит был защитным, парным вооружением к оружию наступательному. Вначале это было копье, позднее – более совершенные виды оружия. Например, щит и меч прочно укоренились в нашем подсознании как символы защиты родины, отчасти благодаря одноименному советскому сериалу.
Еще одним из защитных вооружений, фигурирующих среди знаков игры, является шлем. Часть доспеха, защищающая голову, со временем она стала символизировать возвышенную сферу мысли и духа. Одухотворенные рассуждения и потаенные мысли и таланты в ГВД логично переосмыслили в применение специфических способностей на панели управления битвой .
Где бы ни была изображена книга: на иконах, картинах, домашней странице игры - в любом месте основным ее значением является источник знания и мудрости. Издревле книги являлись носителями сакральных знаний, законов и памятников литературного искусства. Поэтому и говорят, что книга – лучший подарок. Через нее мы дарим опыт и мудрость многих поколений.
Перечисленные выше предметы быта и войны впервые появились многие тысячелетия назад. Однако в игре нашли свое отражение и предметы возникшие относительно недавно. Так, например, колба, отражающая запас маны игрока, своим появлением обязана совершенствованию стеклодувного производства и деятельности алхимиков, которые, в своих полунаучных-полумагических экспериментах ее популяризировали. Кстати, сама мана имеет полинезийское происхождение. Аборигены называют так существующую в природе сверхъестественную силу. С помощью манипуляций маной можно было добиться хорошей погоды, дождя или, например, победы в войне. Европейцы впервые узнали об этом понятии из монографии английского миссионера Роберта Генри Кодрингтона, вышедшей в 1891 году. А появлением ее в фантастической литературе мы обязаны Ларри Нивену. Впервые она упоминается в его рассказе «Not Long Before the End» (1969 г.). Мана в его произведениях является ресурсом невосполняемым. В мире перестали происходить чудеса просто потому, что… закончилась мана. Так что фэнтезийная «мана» произошла, как это может показаться, вовсе не от библейской «манны небесной» и не имеет к ней никакого отношения, кроме сходного звучания.
(Именно его должны поминать добрым словом маги, когда колдовать нечем, а огр уже напился крови и неотвратимо движется к горгулье).
Еще более приближенными к современности выглядят часы песочные (значок инициативы и символ комплекта времен) и, тем более, часы механические (знак быстрого турнира ).
(На артефактах справа и слева они перекликаются еще и с часами механическими).
Часы являются знаком течения времени. Во многих религиях время появляется только в момент сотворения мира. В христианстве оно исчезает по наступлении Судного дня. В других культурах конец света символизирует начало нового этапа бытия (Рагнарек ведет к возвышению новых богов, в буддизме – к бесконечному перерождению всего мира). Часы, как символ времени, – это одновременно знак и сиюминутности, скоротечности бытия, и вечности. Второе определение лучше всего соотносится с часами песочными. Их песок, словно в колесе Сансары, по очереди плавно перетекает из одной сферы в другую. В горизонтальном положении, когда «наступает смена эпох» и верхняя колба готовится сменить нижнюю, песочные часы напоминают символ бесконечности – . Да что там говорить, и в часах механических стрелки идут по бесконечному кругу, двигаясь, подобно календарю майя, по повторяющимся циклам: 1, 2, 3, …, 11, 12, снова 1, 2, 3, …, 11, 12 и по новой те же цифры.
Некоторые портретисты переосмыслили символ быстротечности жизни в эмблему сдержанности и спокойствия: часы на их картинах передают уравновешенность характера изображенного.
Часы на значке инициативы выступают в качестве символа времени, сиюминутности бытия («Лучник, твой час настал, ходи! Следующим ходишь ты, грифон, ... а нет, уже не ты, тебя замедлили. А вот крестьянину можно было бы и подождать!» – и мы жмем на кнопку ожидания, на которой нарисованы… песочные часы).
Механические часы выступают символом быстрого турнира сразу в двух ипостасях: во-первых, время сражений в нем пролетает гораздо быстрее, чем в других турнирах, во-вторых, арены быстрого турнира ждут нас каждый день в строго определенное время.
В первой части мы постарались осветить мистико-религиозную предысторию символов, встречающихся в игре. Вторая же посвящена предметам, изготавливаемым руками человека. Практически любой мастер (даже мы с вами при наличии должных знаний, умений, навыков и оборудования) сможет изготовить меч либо выдуть колбу. Для этого не нужны какие-либо религиозно-мистические или творческие откровения. Самые обычные люди, а не пророки и провозвестники, работают в книжном издательстве, ремонтируют часы, создают щиты и выдувают стеклянные колбы. Однако это не мешает появлению у этих предметов скрытого смысла и знаково-символического подтекста.