Эпоха разложения
Известный завоеватель времен античности, царь Митридат Евпатор всю жизнь принимал яды в небольших порциях, вырабатывая к ним иммунитет. Когда горечь поражения от римлян подкосила Митридата, сделать суицид через отраву, разумеется, не получилось. Пришлось использовать меч.
Но разложение из ГВД взяло бы и господина Евпатора! Правда, умирать пришлось бы в долгих, долгих муках…
***
Предыдущая статья о нестандартных билдах была посвящена магам на 11-12 уровне. Настал черед и травил, хотя давно они уже называются разлагателями – благодаря изменениям к улучшению механики этого их главного боевого заклинания. Некоторые люди поигрывают ими и на 14-15 уровне, дальше этот билд совсем не актуален – разложение не успевает ничего сделать с мощным рашем, доступным практически всем фракциям.
Поэтому будем говорить о травилах во всех типах боев (дуэльная ГТ, СМГТ, турниры) на 9-12 уровне.
Немного статистики
На лоу-лвл в ГТ билды от травли являются необычными, но отнюдь не фриковскими, особенно если это для приспособленных к Тьме (с дешевой веткой в перках) фракций и классов – ВШ, ДТ и, в первую очередь, классик некров. Для последних в гайдах Дэйли уже давно висит довольно неплохой мануал. Остается лишь посмотреть, скольким людям он может быть полезен и каков успех играющих от травли в пвп-боях.
Для начала – некроманты. Статистика собрана по всем и дуэльным включительно боям в ГТ для 4х уровней. Как всегда, критерии отбора для попадания в выборку:
- иметь от 10 сыгранных боев за данную фракцию и билд разложителя на конкретном уровне;
- иметь 50+ % винрейт.
Почему не попадают те, кто имеет ниже 50%? Ведь они тоже существуют и помогут показать, что «реальный» винрейт существенно ниже, чем, к примеру, 60%, рассчитанный только лишь между частью выходящих в + по проценту побед игроков. Стоит сказать, что имеющих 10+ боев и играющих с 49% и хуже винрейтом, довольно немного относительно «плюсовых» игроков, и их потенциально можно не учитывать, объясняя такой винрейт слабой прокачкой, отсутствием тактического мышления и т.д.
Вот и кажущийся довольно непростым график:
На этой картинке хочу показать одновременно и число играющих, и их процент побед. Объяснения к графику:
- красные точечки – это винрейт отдельно игравшего некроманта;
- жирная горизонтальная линия посреди красной (1х1) или синей (все бои) коробки – это средний процент побед некромантов-разрушителей на уровне в ГТ. (Сразу приношу извинения за затесавшиеся на уровне ниже 50% две точки, это случайное попадание в выборку, большого влияния на нее не оказавшее).
Какие можно сделать отсюда выводы? Все логично:
- на 9 уровне некроманты травят людей и в смешке (учитывались и бои старой ГТ с 2х2 и 3х3), и в дуэлях, тогда как с 10 предпочитают все-таки дуэлиться;
- самый высокий винрейт – на 10 лвл в дуэлях, где он гораздо выше среднего по всем типам боев, и именно на этом уровне больше всего некромантов-травил с очень хорошими результатами (90% винрейт и выше);
- после 11 уровня разложение в пвп практически угасает.
Нельзя сказать, что это неожиданные результаты, но меня все же немного удивило количество игравших (с неплохим винрейтом) на 11 уровне. Все-таки там появляется ап вампиров и прекрасные условия для батл-некра, но при этом билды от травли остаются высоки.
А что остальные фракции? К сожалению, у них все настолько печальнее, что пришлось объединять в один график. Точнее, в два.
Это средний винрейт по уровням для ВШ (зеленый), ДТ (оранжевый) и рыцарей (синий), учтены все типы боев ГТ. ТЭ и красных демонов я не проверял, ибо через lgnd.ru это долго и непродуктивно (выискивать бедолаг среди хаоса). Видим, что лучше всего показатели у ДТ и варваров на 9 уровне, но, в целом, винрейт для этих фракций не превышает 55%, что не есть хорошо.
Но, если взглянуть на количество игравших, становится ясно, что у рыцарей уж точно дела плохи.
Получается, что сравнительно «высокий» винрейт ВШ на 9 уровне достигнут силой нескольких игроков, что не является репрезентативным показателем. Больше всего игроков предпочитает травлю на 11 уровне, аналогично «много» ДТ и на 9.
Чтобы понять причины такой ситуации (ведь разложение, по факту, должно быть не самым плохим билдом на лоу-лвл (9-12 уровень) не только для некромантов в силу специфики силы армий всех фракций и доступных им билдов, а именно исключения слишком быстрого раша, как на хаях), нужно посмотреть в корень возможностей разных классов.
Чем жирнее – тем лучше
Ветка тьмы доступна обоим классам демонов и ТЭ, классическим рыцарям и некромантам, ВШ. Перки стоят по 8 очков для рыцарей, обоих ТЭ и красных демонов, по 7 – для некромантов, по 6 – для ДТ и ВШ, классах, «специализирующихся на Тьме». Эффективность ТЭ и красных демонов-травителей сомнительна, поскольку первые благодаря центроперку особо хорошо чувствуют себя хаосом, вторые не имеют никаких преимуществ перед ДТ, а с появлением церберов на 9 уровне игра от адского пламени становится эффективнее, хотя полностью раскрывается лишь с 11.
К тому же, эффективность игры от разложения для разных фракций неодинакова.
Некромант
Классика жанра, ведь у него есть жирный стек чумных зомби, снижающий по 4 атаки и защиты за каждый ответный удар (а порой им выгоднее и атаковать, особенно в начале боя), игра на промахах призраков и, разумеется, поднятие мертвецов. Армия некроманта – нежить, поэтому он не только растягивает жизнь своей армии, но и не дает ей штраф к морали (которой попросту нет).
Варианты с билдами, армиями выглядят так:
Учитываем, что в третьем варианте у игрока просто не были прокачаны гильдии, хотя и достигнут неплохой результат в МТ. Большинство жертвует вампирами в угоду скелетам, так как те накапливают больше мяса (привет, умелка) и могут нанести какой-то урон по легким стрелковым или колдовским стекам на первых ходах, если в этом есть необходимость/возможность прикрыть до обороны.
ВШ
(примеры старые, где еще огры-маги и -30 ярости в дефе)
Варвары воскрешать своих бойцов не могут, поэтому вся надежда на сильный стек огров. Но в обороне они теряют по 60 ярости, что сильно ослабляет данный билд в дуэлях. По словам опытного разложителя Krillan, ВШ на 12 уровне прекрасно себя показывают в СМГТ (что в полной мере подтверждается выше приведенной статистикой – в сравнении с другими уровнями по количеству игравших): благодаря ультрадешевым перкам на Тьму, получается раскидать очень длительные дебаффы на врагов, а уже потом помогать уроном от разложения.
Дебаффы от орков-шаманов и актуальных на 9-10 лвл гоблинов-колдунов помогают пережить первые ходы вражеского раша, а гиены, при правильном использовании, понижают боеспособность основных стеков врага. Но, к сожалению, именно сильное снижение ярости после обороны (огр на новых уровнях крови получает, среди прочего, +10 хп каждому существу), делает этот билд малоиграбельным для ВШ.
ДТ
У ДТ аналогично дешевые перки Тьмы, но вот армия практически не блещет живучестью, нужной для чисто кастерских билдов. Единственный жирный стек – старшие демоны – не оправдывает надежд, ибо все же не так крут по параметрам и особым способностям, как чумные зомби или латники. Остальные стеки не впечатляют вспомогательными возможностями, да и запасом мяса тоже.
Статистика подтверждает, что с 11 уровня у ДТ-травилы есть некоторое усиление: для гипноза искусительницами не нужно много атаки, а дьяволята при воровстве маны немного усиливают потенциал пещерных демонов (хотя это больше полезно в группах, пещерки в дуэлях должны жать деф, а не метать фаерболлы/саппортить рушкой).
Как приятный бонус для любого ДТ-травилы – урон молнией вдобавок к разложению.
Рыцарь
Пример боев на 10 лвл
Казалось бы, зачем пытаться обсуждать и мечтать об усилении тьмы и травил, в частности, за рыцаря, если, кроме батла в дефе/ветке морали, у него есть прекрасный свет, на 10-11 уровне боеспособный даже на фоне альткласса. Но, с другой стороны, для фулкастерского билда у рыцаря есть самое главное – сильный стек латников с кучей хп, брони и защитой от стрелков. Остальные войска не блещут полезностью, хотя имперский грифон с 11 уровня может посредством удачных полетов удрать в противоположный угол поля боя и блокировать там стрелков, к примеру.
Да, и как световики любят кинуть замедление/проклятие на вражеский стек, так и разлагатель может баффнуть латника каменной кожей, а это +8 защиты в дефе на весь бой (применимо лишь для рыцарей 12+ уровня со взятым перком в свете), уклоном – если противник имеет много стрелков и двигает ими на прямую, рассеять с опасного стека противника важные баффы.
Но, слишком много условностей, а отсутствие поднятия мертвецов и малая полезность остальных стеков в армии, не сделала билд рыцаря-травилы хоть сколько-нибудь популярным.
ТЭ и ТЭУ
Сила магии усиливает их защиту, а сильные стеки с кучей мяса – минотавры и гидры у классика и минотавры у укротителя – одинаковы с хаоситскими билдами. Аналогично можно убивать опасные стеки противника дерзкой атакой ящера, подкидывать яду ассасинами, дебаффать ведьмами. Но не особо сложилось: отсутствие поднятия мертвецов заставляет ТЭ полагаться на быстрое уничтожение противника с помощью центроперка.
Этого нет у альта, поэтому кастерами-укротителями не играет никто (сюда стоит прибавить и отсутствие дополнительной защиты за счет СМ, как фракционной способности классиков). Хотя, казалось бы, что мешает призывать глаза тьмы для покрытия противника дебаффами, ускользания в другую сторону невидимыми ребятами и жать деф огромным стеком минотавров. Видимо, только отсутствие специфических перков, о которых дальше будет идти речь.
Как исправить ситуацию
Билд от разложения является единственным кастерским билдом для некромантов (до боевой природы еще далеко, да и там все печально), рыцарей и варваров на 9-12 уровнях, в частности – на любых уровнях. Конечно, в дуэлях трудно привести к разумному балансу все фракции, которым доступна Тьма, с другой – было бы логично усилить разными путями отраво-билды, ведь есть и групповые бои в ГТ.
Лично для меня – это создание специфических, под конкретную фракцию, перков. Как было относительно недавно с гномами, что принесло им немалый успех на высоких уровнях в МТ++. Простор для фантазии тут велик, главное – не придумать имбалансную чушь. Хотя, некоторые из идей так и выглядят, но их же можно балансить эффективностью.
Примеры:
- «бродячая чума» – с шансом, зависящим от умелки, любой вражеский стек с дебаффом разложения наложит на дружественный, стоящий рядом, дополнительное «разложение»; оно может длиться 1-2 хода, наносить половинный или другой частичный урон, суммироваться с уже наложенным «разложением» игрока;
- наложение нежитью при атаке дебаффов или «мини-разложения», которое режет армор в зависимости от СМ (эффективность – как перк на огнестенку в природе) – согласитесь, площадный срез армора при разложении был бы слишком имбов, а вот атака без ответа вампиром/выстрел скелета/атака призраками с расчетом срезать армор в СМГТ могли бы принести определенную пользу;
- перк, убирающий потери ярости всеми стеками ВШ при обороне или только в огров, привязать эффективность к СМ (с пороговым значением), чтобы не усилить обычных дебафферов;
- усиленное разложение у ТЭ, по аналогии с центроперком для хаоса;
- усиление защиты (как у классика) от СМ в ТЭУ, через перк с разложением;
- «осушение», зависящее от навыка, умки и/или СМ, при атаке/ответных ударах по стекам под «разложением», как вариант – сильное «осушение», но только при ответных ударах;
- какое-либо накопление здоровья у существ/защиты у ДТ после каждого нанесения суммарного урона разложением по противнику, в зависимости от размера этого урона;
- усиление урона по разлагающимся целям (по аналогии с перком на кулак в ветке природы) у демонов, что может оправдать использование прыжка старших демонов, к примеру.
Конечно, стоит учесть, что особый перк в ветке удачи гномам дали, так как это балансировка всей фракции и основная играбельная их ветка, но и глупо отрицать, что после первых попыток балансеров поднять природу перками, некроманты и целых два класса с сильной веткой Тьмы, не заслуживают в какой-либо перспективе получить усиление навыками и билды под разложение.
Для тех ребят, что хотят поиграть травилой на 9-12 уровне, подготовил мнение экспертов – двух победителей последних МТ (+ и ++) за некроманта, а также одного известного поклонника этого билда в ГТ. Заодно и узнаем, есть ли у них мнение касаемо будущих перспектив игры за разложение.
Krillan (играет на лоу за MrSatan)
Привет, ты отыграл МТ и за основу на 15 уровне, и за допа – сразу двумя классами, некром и ДТ. Расскажи о своих впечатлениях по МТ.
На этих уровнях некр травила вполне конкурентен, можешь глянуть последний МТ на 10-м, там штуки 3 в призах и на предыдущих МТ на 10-м некры-травилы проскакивают; вообще, пожалуй, 10-й лучший уровень для травилы. Еще на 8-м играли нормально в МТ за ДТ-травилу, помню, кто-то, но кого вообще интересует 8-й. Также на 10-м на 2-х последних МТ я допом играл магом в паре с некрами-травилами, было золото и серебро, в целом, хорошая пара для ПТ на этом уровне, думаю, и на 11-м зайдет. Я, конечно, и на 15-м основой в ПТ некром-травилой попробую, но тут это будет очевидный фрикобилд.
А если считать более высокие уровни, то там почти никто травилами не играет, а половина тех, кто играет – не опытные травилы, а опытные раки, пробуют его по параллели с хаосом, так как им кажется, что кастер должен быть простым, но они-то наверняка с радостью поделятся своим опытом и расскажут перспективы).
Я сыграл на 15-м на этом МТ с +- неплохим резом для травилы, помню, на 14-м где-то может, МТ 5-10 назад кто-то тоже неплохо сыграл, потыкай резы МТ, когда-то давно брали медали на 12-13-м пару человек, но это было еще до альтов и уже не актуально.
Можно посмотреть ВШ-травилу на 15-м, я играл дуэли и последнее состязание, но это был дореформенный ВШ, который сейчас не актуален, да и тогда он был очень слаб.
Что скажешь о перспективах и путях решения проблемы?
Перспективы у билда на 12+ без кардинальных перемен нулевые. В общем, о травилах: по большому счету, в дуэлях был играбелен только некр на 11-м, остальные очень ситуативно и плохи они были не с какого-то момента, а всегда, нет смысла искать хороших травил других фрак в дуэлях. А в СМТ любой, у кого есть тьма и нужное количество перкоочков на 13-м, сильнейшим билдом будет травила-дебаффер, но это не совсем травила, это именно дебаффер со статами, как у травилы, и, собственно, травлю он юзает куда реже медли или руша.
Предложения от Криллана тут и тут
Markinaz
Привет, Маркиназ!
Привет =)
Стоит глянуть в сводную таблицу по ГТ, как сразу понимаешь: билдтравилы - твоя фишка. Расскажи, почему играешь именно им, какие сложности у тебя возникали в боях на 9-12 уровнях и что было интересного.
Не сказал бы, что травилка - моя фишка. Не знаю, кто точно его придумал на 11-ом, но я им стал играть после того, как персонаж под ником kovylN взял им золото в 21 МТ. Я тогда был ещё то ли 9-го, то ли 10-го уровня, не помню точно, но идея меня знатно зацепила. Своей нестандартностью, наверно. Ибо на тот момент билдов у некра на 11-ом было 4: атакер, рушилка, дебаффер и медлеруш, где герой - поддержка для армии, а не главный убийца =).
При этом, травилка довольно нетребователен к прокачке - можно спокойно играть без ГВ, без раннего апа или даже с -1 умелкой, хотя проблемных противников в этом случае прибавляется. Ещё он нравится своей динамикой, если так возможно сказать. Хоть, глядя на бои, этого и не видно, но он очень динамичен. А проявляется это не в скорости боя, а постоянно меняющемся порядке действий героя. Например, нельзя выработать чёткий план, кого и в какой последовательности травить, только примерный. И по ходу боя приоритетность стеков постоянно меняется. Кто-то сморалил, кто-то скучковался и приходится на ходу менять план действий. Подстраиваться под сложившуюся ситуацию. Ну и возможность потравить какого-нибудь стрелкового эльфа, который не глядя расставился в кучку, куда же без этого =).
Сложности в первую очередь представляют обладатели крови. Ибо как проходит бой против стандартного противника - он на тебя налетает, ты его травишь, он постепенно теряет юнитов, уменьшается дпс и так до победы. Со степашками приходится люто заморачиваться и использовать абилки вампиров и чумок для сбивания крови, следить, где крови мало, а где уже надо сбивать, не забывая при этом проводить обкаст и ресаться при необходимости. Ярость крови набирается быстро, сбивается медленно, срезает много урона по самому стеку и самой травли, основы билда, банально не хватает. На 11-ом ещё проблемы вызывали ТЭ с моностеком фур. Быстрые, уронистые, и слабо поддающиеся травле в количестве 70+ штук + ваншоты от гримов. У всех есть своя контра.
На 12-ом же главная сложность не противники, а появление цитадели. Мясо у всех возрастает, а вот урон от разложения не дотягивает. На 13-ом немного проще, но всё равно очень заметна нехватка урона.
В интересное можно записать все бои, где приходилось считать буквально каждую единичку маны, рассчитывать касты так, чтобы хватило. И в конце была победа с пустым запасом маны и едва живым стеком призов или чумок =). Ну и бои против степашек, куда без них =).
Какие видишь перспективы развития билда травилы - на этих уровнях и выше? Можешь предложить какую-то идею по дополнительному перку (как пронзайка у гномов или перки на кулак и стенку в природе), который бы усиливал конкретно травил каким-либо образом - урон, дополнительные эффекты по отравленным целям и т.д.?
На счёт перспектив и идей перков - очень сложный вопрос.
По-моему, самое главное, что нужно сделать, так это переработать формулу урона. Причём не только разложения, а вообще всех заклинаний. С момента ввода боевых заклинаний, на фоне постоянных балансировок мясом, где идёт докидывание юнитов (разницу видно, если открыть бои тех времён и сегодняшние, одного уровня), формулу урона переработали только у ледяной глыбы и кольца холода, если я правильно помню. Или новую формулу привязать к наличию цитадели - если она есть, то формула другая, немного сильнее. Этот вариант мне нравится больше, т.к. на уровнях до 12-го травила в балансе - у равных противников примерно равные шансы на победу +-5-10%.
Как я уже сказал, на 12-м и 13-м очень не хватает урона от разложения. На 14-м уже можно взять огнестенку, мне понравилось. Противник либо бегает по стенкам и горит, либо стоит и терпит урон от разложения. Но приходится распыляться сразу на три ветки навыков, ограничивая себя сильной тьмой и природой, и жертвовать скоростью кастов - без чары часто ставить огнестенки не получится.
Навык с дополнительными эффектами на физический урон по цели от юнитов поможет гибриду, Тёмному Ресателю.
Или перк, усиливающий урон от разложения в 1,5-2 раза. Который берётся через сильную тьму, повелителя боли, духовную связь и начальное образование, например. Получается 42 перкоочка, 12-й уровень. Другие варианты на ум не приходят.
(Таких обширных и интересных ответов не ожидал даже я, спасибо Маркиназу за открытость!)
Sad_Kint
Привет, СэдКинт!
Привет.
На 39 МТ ты проиграл только СВ, выиграв у разных фракций: и рашеров, и дэферов. Был лишь один хаос - ТЭ с лоу-умкой без зелья. С кем сложнее всего на 10 лвл за травилу? Были бы шансы против хаоса с нормальной умелкой?
Планируешь ли дальше играть (на 11-12, а то и далее) за травилу? Какие видишь основные препятствия, какие фракции станут головной болью?
Пока не планирую играть травилой, но играть им приятно, препятствия на 11-12 это имба ТЭ ранним апом наездников, СВ, Маги, да и рашеры. Очень много фракций, которые некра-травилу раздавят на 11-12 БУ.
Опиши, каким адекватным, вписывающимся в баланс перком, по-твоему, можно было бы усилить ветку тьмы именно для травил, возможно, конкретно под некров (как дали пронзайку гномам).
Если обдумывать адекватный перк для травилы, то, думаю, какое-нибудь дополнительное увеличение урона разложения. Так как на высших БУ некр-травила совершенно не актуален. На высоких БУ есть огнестенщик НПС, поэтому о травиле никто и не думает :)
А вот этот вопросик задан не был, но СэдКинт счел нужным это сказать.
Травилой на 10 БУ играть сложно и не совсем выгодно, нужна высокая умка, основа игры травилой, антиумения на злых рашерей. Лучше играйте по стандарту некром-атакером, проще, быстрее, и не надо думать много, стоишь в коробке и стреляешь :)
Выводы
Если бырбомаги когда-то были в прекрасной форме, да и сейчас их альткласс нормально сражается доступными билдами, то у травил, как у некоторой боевой кастерской альтернативе обычной дебафф-тьме, дела никогда не шли хорошо. Даже изменение механики разложения, с целью дать шансы в игре против некромантов и магов, не особо добавило популярности билдам от травли. Надеемся, что при появлении чуточки свободного времени у разработчиков после HTML5 и нужных реформ/классов, появятся некоторые улучшения для жизни травил: новые перки, изменения в механике спелла. А пока остается лишь пожелать держаться и хорошего настроения :)
Послесловие: следующая статья о демонах-хаоситах с градацией по всем уровням, где они представлены; в дальнейшем хочу расширить ЦА каждой статьи, к примеру, рассказать о жизни альтклассов (которые интересны лично мне, ТЭУ или ВШ) на разных уровнях с подробным статистическим корреляционным разбором, какие параметры приносят им больше пользы – фиксированные статы, свободные, ГВ, антиумка и другое. Пользуясь случаем, хочу обратить внимание всех тех, кто умеет читать до конца, на эту тему – имхо в ней есть рациональное зерно, которому легко утонуть в тоннах флуда соседних топиков.